Определение территорий обслуживания межмуниципальных полигонов

Главная / Проекты и исследования / Территориальные схемы обращения с отходами / Определение территорий обслуживания межмуниципальных полигонов

Определение территорий обслуживания межмуниципальных полигонов

(НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ИРБИТСКОГО МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ПОЛИГОНА)

                                               В.А. Степанов, к.т.н., С.А. Тютюков, д.т.н.

В настоящее время требования по разработке  территориальных схем (ТС) регламентируются Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2016 года N 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами».

Цель настоящей пояснительной записки – детализация процесса разработки ТС применительно к системам обращения с ТКО в малых городах с населением менее 50000 человек, посёлках и деревнях (на примере территории обслуживания межмуниципального полигона – ТОМП – с центром в г. Ирбите Свердловской области).

Определение границ ТОМП предложено начинать с выявления местоположения городов, в которых есть полигоны для ТКО. К таковым в рассматриваемом случае отнесены г. Ирбит с населением порядка 37000 человек, г. Алапаевск – 37000 жителей, г. Артёмовский – 31000 жителей, г. Камышлов -   28600 жителей, г. Тавда – 36000 жителей. На рисунке эти города обведены окружностями. Выбор логистического центра является трудной задачей по причине недостатка или даже отсутствия автодорог требуемого направления и качества. В рассматриваемом случае в качестве логистического центра был выбран г. Ирбит. На половине расстояний от Ирбита до упомянутых городов (определены по географической карте путём измерения длины существующих дорог) нанесены точки логистики №№ 1-7. Цифры у пунктирных прямых, соединяющих точки логистики с логистическим центром (транспортные «плечи»), показывают расстояние в километрах. Например, от Ирбита до точки логистики №7 длина пути составляет 60 км, а до точки логистики №1 – 110 км по причине отсутствия прямой дороги до так называемой «последней деревни». Точки логистики №№ 5 и 4 определились в результате необходимости охвата деревень по пути следования мусоровоза от Ирбита в направлении Камышлова соответственно по юго-западному и юго-восточному (через Троицкий с населением в 10000 чел.) маршрутам. В дальнейшем мы предлагаем составить также перечень деревень (с приведением данных о численности проживающего в них населения и формируемых в них ТКО) по пути следования мусоровозов. Норма накопления отходов в деревнях приравнивается к норме накопления в частном секторе г. Ирбита.

Далее для каждого транспортного «плеча» подбираются технологии и логистические решения путём соответствующих расчётов. С целью технико-экономического обоснования лучших решений, проводится анализ изменения тарифов для населения при использовании мобильной сортировки непосредственно в местах накопления ТКО (например, при помощи мобильных комплексов компании «УРАЛ-СОТ») или вывоза несортированного мусора на полигон для последующей сортировки, утилизации и захоронения. Следует отметить, что в данном случае использование системы прессования отходов в населённых пунктах и последующей перевозки большегрузным транспортом не является оправданным. Это следует из запрета захоронения несортированных отходов  с 01.01.2017 г. (смотрите п. 8, статья 12 Федерального закона №89–ФЗ, введённая Федеральным законом №458–ФЗ от 29.12.2014, которая гласит: «Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается»).

Представляется, что в результате предлагаемого нами подхода появляются возможности для оптимизации сложившихся систем обращения с ТКО в городах с населением менее 50000 человек и снижения транспортных «плеч» до 110 км (смотрите прилагаемый к настоящей пояснительной записке рисунок).